Современное неоязыческое движение представлят собой ряд разрозненных организаций, часто не связанных друг с другом. Можно много говорить о «качестве» этих объединений, об их опасности с точки зрения моральной и этической, а так же правовой, однако, нельзя отрицать тот факт, что появление подобного рода религиозных организаций вызвано кризисом веры и разочарованностью в официальной религии. Неудовлетворенность существующим порядком заставляет человека искать пути выхода из сложившейся ситуации и тут на его пути возникают общества «адептов», «эзотерического развития» и т.д. Среди огромного выбора присутствуют так же и неоязыческие культы. Наиболее распространенные из них «Родноверие» и «Викка». Не найдя успокоения в системе монотеизма и четкой догматики, человек попадает в структуру поли- и битеизма и размытых догм. Привлекательность заключается в том, что данные системы не навязывают человеку определенных стандартов. Культы отличаются большим варьированием ритуала как такового (особенно Викка), а так же уменьшенной ролью Жреца (Священника) по сравнению с монотеистическим христианством. Обращение к силам природы в условиях постиндустриального общества дает возможность перехода в иную, не повседневную реальность, своеобразную смену обстановки, а необычность обрядности завораживает и увлекает. Так же немаловажную роль играет и магическая составляющая неоязыческих объединений (как известно, магия — неотъемлимая часть культов, ведущих свое начало от анимистических и тотемистических культов древности). Возможности магии поражают, необъяснимость с точки зрения науки притягивает. Итак, выбор сделан в пользу неоязыческого общества. Что происходит дальше? Человек, воспитанный в системе либо христианского мировоззрения, либо атеистического, начинает проникать в поверхностные слои уже сложившейся веры, основанной на поклонении силам природы (не будем сейчас затрагивать вопросов древности культов и источников их формирования). Далее существует два варианта развития ситуации: либо замещение христианского мировоззрения на неоязыческое, либо наложение этих двух мировоззрений (что происходит намного чаще). Если конфликта не происходит, то в сознании человека образуется своеобразный симбиоз двух систем. Морально-этические нормы христиантва вполне мирно соседствуют с языческими представлениями о мире. Однако возможно ли в таких условиях формирование языческой картины мира (особенно в пределах города)? Ответ отчевиден — нет. Языческое сознание не отделяет себя от природы, это полная включенность человека в окружающий мир. С развитием цивилизации, человек все дальше отходил от природы, замещая ее культурой — гуманизированной средой обитания, а природа в таких условиях становилась исключительно средством производства. С усложнением структуры общества, усложнялись и религиозные взгляды. На смену анимизму и тотемизму пришел политеизм (многобожие). Политеизм все еще отражал связь человека и природы, однако, как мы можем видеть, политеистические боги все чаще оценивались с точки зрения антропоцентризма (крайнюю степень мы наблюдаем в Древней Греции и Риме, где боги были не только полностью наделены человеческой внешностью, но так же имели человеческие качества характера). Переходным этапом был политеизм Египта (и отчасти Индии), где зооморфизм является отличительной чертой пантеона. Это свидетельствует о тесной связи с тотемизмом древности. Изначально, политеистические боги были олицетворением стихий природы (отсюда и наиболее часто встречающийся образ бога-громовика в европейской мифологии), однако, с течением времени, то, что было причиной, стало следствием, и проявления природы оценивались как милость или немилость антропоцентричных богов. Оторванность человека от изначального источника формирования мифологии земли (этот термин будет обозначать аграрные верования и связанный с ними политеизм), то есть от возделывания почвы, делала ненужными обряды, связанные с плодородием, а следовательно, все больше затемнялся смысл существования языческих богов. В этот период и происходит появление богов-императоров (с фараонами ситуация была сложнее, они изначально признавались детьми Ра), которые на себе никакой аграрной функции не несли. Это время можно назвать закатом язычества в Риме. Далее происходили процессы всем известные. Молодая религия, которая вышла из иудаизма, начала привлекать к себе все больший интерес и увеличивала число своих сторонников. Языческая власть Рима (на Руси было тоже самое), не желая терять своих полномочий, начинает преследования адептов новой веры. В этом отражается вполне закономерный процесс соперничества религий. В конечном итоге, победило христианство, т.к. оно смогло предложить новую систему ценностей на закате другой. С этого момента начинается вытеснение язычества из Европы. Частично верования подвергаются запрету, частично включаются в христианство. Происходит формирование сплава с уничтожением языческого субстрата.
Так возможно ли в данных условиях произвести возрождение языческой картины мира в сознании человека? На мой взгляд, это задача невыполнима по двум причинам. Во-первых, живя в условиях постиндустриального общества, оторванного от естественной среды обитания, невозможно мифологизировать окружающий мир (в этом большую роль сыграла наука), а это является основой языческой картины мира. Т.е. восприятие окружающей действительности проходит через призму научных знаний, полученных в школе, а не из наблюдений и, будем называть это так, домыслов. Во-вторых, христианская мораль прочно вошла в сознание европейцев и это нельзя сбрасывать со счетов. Кровная месть является недопустимым явлением в современном обществе, а языческий закон «око за око, зуб за зуб» вызывает осуждение и порицание. Так же дело обстоит и со сферой интимной. Христианство ввело ее в рязряд грязных, порочных деяний, однако тяга к продолжению рода и, следовательно, сексу является врожденной у человека, вполне нормальной и природной. Языческие нравы на этот счет были достаточно вольными.
Подводя итог всему сказанному, хочу отметить, что современное неоязыческое мировоззрение требует отдельного изучения и рассмотрения, т.к. оно является феноменом симбиоза христианской морали и этики и частично возрожденных языческих традиций.
© Totoro no Nika
Отредактировано Totoro no Nika (2008-12-11 18:39:32)